Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?
Как сделать образование двигателем социально-экономического развития?
«В рамках работы над подготовкой предложений для Стратегии социально-экономического развития России до 2024 г. с перспективой до 2030 г. перед группой экспертов в сфере образования было поставлено два связанных вопроса:
- может ли сфера образования стать двигателем социально-экономического развития, понимаемого не только как рост ВВП, но и как реальное повышение качества жизни, благополучия населения;
- что надо сделать в образовании, чтобы добиться указанных целей и помочь стране ответить на соответствующие вызовы.
Такая постановка вопросов была неожиданной, поскольку, обсуждая перспективы развития образования, эксперты чаще всего начинают с проблем, которые есть в самой сфере образования. В лучшем случае дискуссии отталкиваются от «традиционных» задач типа подготовки кадров для конкретного сектора существующей экономики. Новая перспектива потребовала иначе взглянуть на задачи и горизонты развития системы, отталкиваться не от задачи «сохранения» статус-кво, а от объективной общественной потребности в изменении вклада образования в общественное развитие в средне- и долгосрочной перспективе.
Для этого рабочей группой ЦСР по образованию вместе с другими экспертными группами была сформулирована задача исследования потенциала сферы образования:
- для качественного и количественного развития человеческого капитала России с целью ускорения экономического роста;
- для технологической модернизации;
- для укрепления социальной устойчивости;
- для усиления глобального позиционирования страны.
Актуальность этой задачи в 2019 г. подтверждается тем, что фактически в несколько более развернутом виде эти четыре направления потенциального развития страны представлены в шести из девяти национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 г., сформулированных в Указе Президента России от 7 мая 2018 г. (на основе этих целей сформулирован и пакет национальных проектов):
в) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;
г) снижение в 2 раза уровня бедности в Российской Федерации;
е) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;
ж) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;
з) вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;
и) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.
По каждому из шести выделенных выше направлений образование не только может, но и должновнести решающий вклад, будучи во многом безальтернативным ответом на вопрос о том, что станет основной движущей силой поступательного движения российской экономики и общества в целом.
Такой взгляд на роль образования исходит из того, что в XXI в. развитие глобальной экономики предполагает возрастание роли человеческого капитала (знаний, навыков, установок и способностей человека), в частности, за счет производства и использования передовых знаний и технологий.
В представленной книге сделана попытка развернуто ответить на вопрос о том, как надо развивать образование, чтобы усилить вклад в решение указанных выше задач. Она опирается на многочисленные дискуссии с сотнями экспертов в ходе деятельности Центра стратегических разработок и обсуждения национальных целей и проектов, представленных в 2018 г. Президентом России, а также на доклад «Двенадцать решений для нового образования», опубликованный в апреле 2018 г.»